Интересный журнал (vartumashvili) wrote in ru_traveller,
Интересный журнал
vartumashvili
ru_traveller

Categories:

Россия, Чечня, часть 8. Донди-юрт и музеи Грозного.

Пришла пора завершающего поста про Чеченскую республику, и он будет посвящен музеям. Сначала я покажу вам государственные музеи Грозного, а во второй половине рассказа мы отправимся в Урус-Мартан, где находится частный музей "Донди-юрт".

1.


В предыдущем рассказе про Грозный я упоминал Аллею Славы. Официальные источники утверждают, что Аллея Славы по площади занимает третье место в России среди подобных комплексов после Поклонной горы и Мамаева Кургана. Но это, конечно, песня из разряда "Грозный – центр мира"... В середине мемориала уходит под землю Музей Ахмат-Хаджи Кадырова. Музей по богатству и красоте внутреннего убранства может соперничать с известными памятниками мировой архитектуры. Мрамор для создания художественного панно в центральном зале музея привезён из Испании, люстра, покрытая золотом высочайшей пробы-999, привезена из Ирана. Люстра весит до полутора тонн, на люстре более 750 лампочек. Музей основан в 2004 году, в 2010 году переехал в современное здание. В музее экспонируются несколько постоянных выставок — о первом Президенте Чеченской Республике Ахмате Кадырове, об участии выходцев Чечено-Ингушетии в Великой Отечественной войне, действует картинная галерея, проводятся временные выставки.

Вход в музей Кадырова:

2.


Холл и знаменитая люстра:

3.


Выставка картин. Во время войны большая часть (почти всё) художественного наследия в республике была либо уничтожена, либо разворована. Рамзан Кадыров поручил отслеживать появление исчезнувших из Чечни картин на разных выставках и аукционах и способствовать их возвращению, но это начинание особых результатов не принесло. Пока вывешивать особо нечего, в залах выставляются картины из разных городов России. Причем зачастую подаренные музею неизвестными художниками. Так что, если вы молодой художник и хотите, чтобы ваша картина (желательно, конечно, на чеченскую тему) была представлена здесь, то делайте музею подарок. Пока здесь выбор не велик, у вас есть шанс выставиться в таком знаковом месте.

4.


Часть выставленных картин:

5. М. Закриев. Закат. Горная Чечня. (2009)


6. В. Шаров. Аллегория музыки. (1995)


7. Н. Авсаджанов. Старый дворик. (2009)


8. В. Бедаев. Аул в горах. (1994)


9. О. Колойтанов. Высокогорный кош. (2009)


10. Н. Вдовкин. Цырты. (2007)


11. Абаев Леми. Зикр. (1991)


Есть и немного скульптуры:

12. Г. Корзина. Лебединое озеро. Фарфор-бисквит. (2001)


Ахмату Кадырову уделяется на удивление немного пространства. Стенды с фотографиями:

13.


И его рабочий кабинет:

14.


_______________________________________________________________________________________

В другом конце проспекта Путина на первом этаже жилого дома располагался Национальный музей Чеченской Республики. Пишу в прошедшем времени, потому что к моменту написания этого поста открылся полноценный музей в новом отдельностоящем здании с сумасшедшей архитектурой. Так Национальный музей выглядит сейчас:


(фото отсюда: http://www.chechnyatravel.com/chechen-news/otkrytie-novogo-zdaniya-nacionalnogo-muzeya-chechenskoj-respubliki.htm)

Возможно в новом музее все смотрится современно, и из архивов и заказников бывшего музея появились на свет божий интересные экспонаты, а тогда все выглядело по провинциальному скучно. Это был обычный этнографический музей, каких в стране тысячи, с существенной частью, описывающих советский период и войну. Выделить можно несколько этнографических экспонатов, как на фото ниже и стенды, посвященные депортации с секретными письмами Берии к Сталину. Еще запомнилась дурацкая система оплаты за фотографирование. Один снимок – 20 руб. (у меня даже есть подозрение, что этот прейскурант распространяется на все музеи Чечни). Непонятно, правда, как они считают кто сколько снял и идут ли в счет бракованные кадры. Я сделал всего одну фотографию, но когда на выходе протянул 20 рублей от меня только отмахнулись.

15. Боевые доспехи чеченского воина. Изготовлены предположительно в 16-17 вв. Найдены в Аргунском ущелье, в склепе у села Тусхарой.


Подробнее о старом музее смотрите здесь, если интересно: http://timag82.livejournal.com/65594.html

_______________________________________________________________________________________

Вот такими были официальные государственные музеи Чечни на момент моей поездки. Скучновато, прямо скажем. На этом фоне резко выделяется один частный музей в городе Урус-Мартане, сделанный уникальным человеком Адамом Сатуевым во дворе собственного дома. Мы чуть было не пропустили это место, потому что в день, когда у нас была запланирована поездка в Урус-Мартан, в музей решили наведаться ну очень большие шишки. Если я не ошибаюсь, какой-то министр там свадьбу играл, хотя это не факт. Мы ждали до самого вечера, но гадкий министр все не хотел освобождать для нас музей. И мы решили съездить туда перед вылетом в последний день, для чего пришлось проснуться еще до рассвета. Несмотря на то, что мы оказались в Урус-Мартане ни свет ни заря, хозяин лично встретил нас у ворот своего дома-музея.

На этом баннере глава Чечни Кадыров слушает главу музея Сатуева. Оазис чеченской культуры – такой слоган у Донди-юрта.

16.


Идея создать подобный музей возникла у Сатуева в детстве. Ещё двенадцатилетним ребёнком его привлекали горы, а чуть повзрослев он начал ходить в походы в горы с друзьями. Позднее он начал подниматься всё выше, с любопытством осматривая пустые чеченские селения, сложенные из камня-плитняка. Селения, как правило, состояли из жилищ, боевых башен и кладбищенских могильников. Их и взял Сатуев за основу для своего музея. В 1991 году был заложен первый камень для музея (сейчас их более 10 тысяч), а функционировать музей начал в 2000 году. Камни для музея Сатуев собирает в основном в текущей неподалеку реке Рошня. Изначально окружающими идея музея не была воспринята, и к строительству музея относились достаточно негативно. Однако со временем отношение изменилось на противоположное, и ему даже помогли со строительством и наполнением музея.

Адам был очень болезненным ребенком и тогда родители поменяли ему имя, назвав в честь сильного и пользовавшегося уважением кузнеца Донда. Новое имя закрепилось в виде прозвища. Не знаю как сейчас, но раньше это была прочная традиция. Например, знаменитый имам Шамиль, о котором шла речь в одной из предыдущих частей, тоже был переназван в детстве по той же самой причине.

17.


Есть же одержимые люди, думал я, осматривая груды экспонатов, наваленных буквально по всей территории музея – их бы хватило, чтобы заставить пустующий музей Ахмат-Халжи Кадырова. Только одержимость это положительная, и если так можно сказать во благо. Я вот привожу из разных стран мира фигурки кошек, а также боны и монеты, еще у меня есть полка с модельками, которые мы начали с отцом собирать еще в 80-е, но все это для собственного удовольствия. А здесь коллекция для людей. Когда Донди стал приносить сюда первые экспонаты поддержали его немногие. У него самого была мысль о том, чтобы бросить все это и открыть бензоколонку, но его брат ответил на это примерно следующее: "Ты знаешь имя хоть одного хозяина бензоколонки? Нет. А этим делом ты своё имя оставишь в истории." И действительно, за месяц, проведенный дома по возвращению из этой поездки, я два раза случайно увидел Адама Сатуева по телевизору в двух разных передачах, а это говорит о многом, тем более, что телевизор в моем доме включается не часто.

Здесь есть и доисторические древности:

18.


19.


И кусочки недавнего прошлого:

20.


21.


22.


И всякий хлам. Наковальня, например, 1738-го года.

23.


Одежда. Возможно отслужившие свое костюмы Донди:

24.


Дословно Донди-юрт переводится как "аул Донды". Воссозданных и заново отстроенных домов здесь и вправду хватит на небольшой аул. Есть даже собственные башни, построенные в точности так, как строили в древности. Обратите также внимание на то, как облагорожен двор. Некоторые платят большие деньги специально обученным ландшафтным дизайнерам, а тут человек просто взял и сделал – так, как ему подсказал собственный вкус.

25.


Музей представляет собой отстроенный древний аул, занимающий территорию в 20-30 кв.м. В частности, был воссоздан комплекс башен и склепов, где чеченцы в древности хоронили своих предков, а также каменный дом, построенный по чертежам, найденным у немецкого путешественника. Архитектура дома принадлежит к концу 18 века. Комнаты дома украшены довольно скромно, единственное исключение — комната гостя, украшенная коврами из войлока с традиционными национальными чеченскими орнаментами. В каменном дворе дома расположена печь с навесом, на которой в давние времена женщины готовили пищу.

Построена и трёхэтажная башня, в которой иногда живёт сам Сатуев. Напротив башни вырыта землянка, сверху которой установлен настил, укрывающий ее от непогоды. В землянке стены и пол обиты и выложены войлоком и бараньими шкурами. Посередине стоит маленький стол, за которым собирались члены семьи, а на полу лежит полурастянутая чеченская гармоника. Рядом с землянкой стоит старинный тарантас, на котором еще до выселения чеченцев ездил сам глава Урус-Мартана. Также на территории музея построено несколько мазанок, копирующих постройки более позднего периода, относящиеся ко времени ведения Кавказской войны.


Дом, построенный по зарисовкам немецкого путешественника:

26.


Адам рассказывает для чего использовались такие постройки и где он встречал их прототипы:

27.


Хозяйственные постройки:

28.


Каменный дом:

29.


Старый сельский дом – мазанка:

30.


31.


Убранство:

32.


33.


34.


35.


36.


Больше всего меня впечатлил вот этот экспонат. У него своя история. На этом старом велике 63-летний чеченец Магомед-Али Джанаралиев, житель города Урус-Мартан, проделав путь длиною в 12000 километров, проехав 13 стран, посетил Мекку, совершив тем самым хадж. Интересную историю его путешествия можно прочитать по ссылке ниже, я лишь процитирую один абзац. Он отправился в дорогу в начале ноября 2006 года и за месяц преодолел больше пяти тысяч километров. Возле иранского города Астара на путника напали волки. Но из этой схватки Магомед-Али вышел победителем, убив двоих и ранив одного зверя и обратив остальных в бегство. Но несколько дней спустя другой хищник чуть не лишил его жизни. Бесшумно подкравшись к уже засыпающему Магомеду-Али, гиена вонзила ему в затылок свои острые зубы. Но и на этот раз паломнику каким-то чудом удалось спастись, и смерть вновь отступила. Вот такие вот личности живут в Урус-Мартане.

37.


Фото на память. Я и Донди.

38.


Музей находится на окраине города. Я вышел за ворота дома Адама, посмотрел налево:

39.


Потом направо. И сделал вывод, что все самое интересное, что есть в этом городе я уже увидел. Возможно, я ошибаюсь и там есть что-то интересное в центре города, но вряд ли я попаду сюда еще раз.

40.


На обратном пути, возле населенного пункта Алхан-юрт мы сфотографировали необычную мечеть. Оказалось, это тоже новострой, открытый всего за месяц до нашей поездки. Но симпатичное здание, не правда ли?

41.


Погода быстро портилась, в Грозный мы въезжали под дождем, но нам это уже было не страшно. Вскоре, мы уже летели все на том же Як-42 "Грозный-авиа" назад в Москву. На этом рассказ о Чеченской республике объявляю законченным.

24-29 июля 2012 г.

Все рассказы из этой поездки:

Часть 1. Перелет в Грозный.
Часть 2. Литературные места.
Часть 3. Дорога в Веденский район и озеро Кезеной-Ам.
Часть 4. Село Хой и возвращение в Грозный.
Часть 5. Дорога в Итум-Калинский район.
Часть 6. Мертвый город Цой-Педе.
Часть 7. Грозный – центр мира.
Часть 8. Донди-юрт и музеи Грозного.


P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments