Алексей Екайкин (ekaykin) wrote in ru_traveller,
Алексей Екайкин
ekaykin
ru_traveller

Categories:

станция Восток (центральная Антарктида): история глубокого бурения льда и жизнь станции в картинках

Продолжение рассказа о моей поездке в Антарктиду, ноябрь 2009 – апрель 2010. Начало повествования – здесь.
Представляю на ваш суд свою коллекцию (малую ее часть) фото со станции Восток. Долгое время не мог решиться выложить их в интернет. Хотя очень хотел. И причин на то целых две: 1) банальнейшим образом было жалко; эксклюзивный материал и все такое.... 2) вот представьте, вы слетали в космос – на Марс или еще куда подальше. А там все по-другому, другие цвета, другой воздух, даже сила тяготения другая. Потом вы возвращаетесь домой и пытаетесь рассказать о пережитом своим друзьям – а они не понимают, потому что никакие фото и рассказы не передают реальности мест, где вы были. Так и с центральной Антарктидой – какие-то знания о ней передать можно, а опыт пребывания там – нет.
Так или иначе – наслаждайтесь фоторепортажем из самого удаленного и сурового уголка нашей безумной планетки.

Но прежде – коротко об истории глубокого бурения льда и о ходе буровых работ в летний полевой сезон 55-й Российской Антарктической Экспедиции (декабрь 2009 – январь 2010).
 

 
Январь 1970 – начато бурение первой глубокой скважины на Востоке. Последующие 20 лет стали без всякого преувеличения одними из самых драматичных страниц в летописи освоения человеком Антарктиды, полными успехов, неудач, открытий, провалов и рекордов. Вот только перенести эти страницы на бумагу так толком никто и не удосужился... Работы велись специалистами Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) и Санкт-Петербургского (тогда Ленинградского) Горного Института (СПбГИ).
1990 – начало совместного российско-франко-американского проекта по бурению очередной, уже пятой (!) по счету глубокой скважины (5Г – «пятая глубокая»). Предыдущие четыре были утеряны в результате различных аварий.
декабрь 1991 – авария в скважине 5Г на глубине 2503 м. В 1992 г. с глубины 2232 м забурен новый ствол (5Г-1).
В 1995 году 5Г-1 преодолела отметку 3109 м и стала самой глубокой в мире скважиной во льду. Предыдущий рекорд принадлежал американской скважине GISP-2 в Гренландии (3053 м).
январь 1998 – на глубине 3539 м скважина вошла в слои льда, образованного замерзшей водой подледникового озера Восток.
февраль 1998 – бурение 5Г-1 остановлено на глубине 3623 м примерно в 120 м от поверхности подледникового озера. Прекращение буровых работ было связано с беспокойством мирового научного сообщества по поводу возможного загрязнения озера.
1999 – французский гляциолог (специалист по льду) Жан Робер Пети опубликовал в журнале Nature статью о прошлых (за последние 420000 лет) изменениях климата Антарктиды на основе анализа и обобщения данных «восточного» ледяного керна. Статья стала одной из самых цитируемых в мире работ по географической тематике.
2005 – Россия представила результаты экологической экспертизы продолжения проекта бурения и проникновения в озеро Восток, которые получили одобрение Научного комитета по исследованию Антарктики.
декабрь 2005 – после долгого перерыва возобновлены буровые работы в скважине 5Г-1. Отныне это – не международный, а национальный российский проект. 31 декабря получен первый за 8 лет кусок нового керна. 22 января 2006 года в конце сезона 51-й РАЭ глубина скважины составила 3650 м.
2007 – скважина 5Г-1 достигла глубины 3666,54 м, которая является рекордной до сих пор. До контакта с озером оставалось около 80 м.
19 октября 2007 – авария, в результате которой буровой снаряд был захвачен льдом и застрял в скважине. Многочисленные попытки поднять снаряд окончились 23 ноября разрывом несущего кабеля и потерей снаряда.
декабрь 2008 – в разгар этих трагических событий станцию Восток с дружественным визитом посетил принц Монако Альберт II.
январь 2009 – на глубине 3580 м начаты работы по бурению нового ствола скважины 5Г с целью обойти застрявший во льду снаряд. Впервые в мире эта операция выполнялась на такой глубине электромеханическим буром. Каким образом это было сделано – до сих пор (до опубликования) держится буровиками из СПбГИ в секрете. В конце сезона 54-й РАЭ глубина нового ствола (5Г-2) была 3599 м.

Вот в такой ситуации мы начали сезон 55-й РАЭ. Задачей нашей – главной, но далеко не единственной – было продолжить бурение 5Г-2 до максимальной глубины, но не глубже 3720 м. Ниже этой отметки уже фактически начинается проникновение в подледниковое озеро, для которого нужна другая технология и другое оборудование.
Хронология событий была такова:
4 декабря вечером мы прилетели на Восток и начали расконсервацию бурового комплекса.
5 декабря начат ремонт помещения буровой и спуско-подъемного механизма (лебедки), наладка гляциологического оборудования.
11 декабря – замер уровня заливочной жидкости в скважине. Заливочная жидкость используется для того, чтобы скомпенсировать давление льда, иначе скважина будет очень быстро «заплывать». На Востоке в качестве заливочной жидкости используется смесь керосина с фреоном.
12 декабря – кавернометрия (измерения диаметра) скважины, которая показала, что за год скважина сузилась в среднем примерно на миллиметр, со 139 до 138 мм.
13-16 декабря – отбор проб заливочной жидкости для измерения плотности.
17-30 декабря – разбуривание скважины, т.е. увеличение ее диаметра для обеспечения безаварийной работы. Процесс шел очень медленно из-за частых мелких поломок различных узлов бурового снаряда.
31 декабря – начало собственно бурения. Несколько первых рейсов керна не принесли.
3 января 2010первый кусок ледяного керна. Переход на круглосуточный режим работы.
23 января – глубина 5Г-2 достигла 3650 м.
24 января – в составе комплексного санно-гусеничного научного похода я вышел в направлении станции Прогресс. Для меня все только начиналось.... но об этом – в следующий раз.

27 января – остальные члены буровой команды покинули станцию самолетом.
 



Так выглядит станция Восток, когда подлетаешь к ней на самолете. Большое здание в центре фото – ДЭС (дизель-электростанция), справа хорошо видны буровые вышки. Жилое помещение – под снегом в левой части снимка, где антенны. С момента съемки прошло около 5 лет, сейчас станция заметена еще больше. 

 

  
 
Две башни справа – это старые буровые вышки, 1Г и 3Г. Под ними, под снегом – целый комплекс помещений, которые используются как мастерские, кернохранилища и жилые дома, в которых в летний сезон обитают члены гляцио-бурового отряда. Попасть туда можно через снежный тоннель, вход в который виден в правой части снимка. А в левой верхней части – гало, явление редкое в наших краях, но частое в центральной Антарктиде. 
 
Тоннель в снегу, который ведет в т.н. «радио-дом» - единственное в настоящее время жилое здание, в котором зимуют восточники.
 
Станция знавала разные времена, хорошие и не очень. В 2005 году во второй половине зимовки на станции закончилось топливо, людям пришлось законсервировать большую часть жилых помещений и перебраться в одну комнату. На снимке – бывшая бильярдная, она же курилка.

 
А вот так 13 зимовщиков жили несколько месяцев – в одной комнате, сгрудившись вокруг печки-«капельницы».

 
Встреча нового 2006-го года в столовой радио-дома. В роли Деда Мороза – буровик Володя Зубков.

 
А это – 52-я годовщина станции Восток, 16 декабря 2009 г. Ничто не мешает суровым полярникам наслаждаться шашлыками – ни метель, ни 35-градусный мороз.... Главное, что водка при такой температуре еще не мерзнет.

 
Но не только (и далеко не столько) водкой жив человек на станции. Культурный досуг: геофизик Сергей Попов читает лекцию об изучении строения антарктического ледника методом радиолокации.

 
Величественное, суровое и трогательное зрелище: прибытие санно-гусеничного транспортного похода со станции Мирный. Пройдя за 2 месяца 1400 км, походники привезли на Восток топливо, без которого жизнь станции невозможна. На фото – последний в истории «мирянский» поход на старой советской технике. Отныне топливо будут возить тягачи Kässbohrer со станции Прогресс.

 
А вот и он, Касборер с Прогресса.
 
Прибытие самолета BT-67 «Баслер» на станцию Восток. Воздушным путем на станцию доставляются люди, легкие грузы, оборудование для сезонных работ. Все остальное – походом.
 
Самая важная часть бурового снаряда: коронка с резцами. Рейс закончился удачей и принес очередной кусок ледяного керна.

 
31 декабря 2005 года: первый ледяной керн после 8-летнего перерыва. В центре снимка – главный буровик, профессор СПбГИ Николай Васильев.

 
Кернохранилище на станции Восток: архив данных о прошлых изменениях климата Земли. Керн режется на метровые куски, и номер куска соответствует его глубине в метрах.

 
Гляцио-буровой отряд станции Восток 50-й РАЭ, январь 2006. Слева направо: Александр Красилев, Алексей Екайкин, Владимир Зубков, Андрей Дмитриев, Николай Васильев.

 
Работа в 12-метровом снежном шурфе, январь 2000 г., моя вторая экспедиция на Восток. Изучение снежной толщи в шурфах позволяет детально изучать климат Антарктиды за последние десятки и сотни лет.

 


Все фото
рассказ в «Вокруг света» о жизни и быте станции
рассказ там же о научной работе на станции
Станция Восток, буровая 5Г, январь 2010 – съемки французского ТВ
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments